В настоящее время особую популярность среди потребителей приобретает дистанционный способ продажи товаров, который имеет свои отличительные особенности, по сравнению с продажей товаров в магазине. Иначе говоря,  покупка товара в магазине и приобретение товара дистанционным способом – это разные понятия и регулируются разными нормативно-правовыми актами.

Что такое продажа товара дистанционным способом?

Основные положения дистанционной торговли регулируются ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612.

Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом  ( далее Правила) продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара,   содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Из этого  определения следует, что:

-дистанционно можно купить только товары ( в исключение которой входят табачной продукции и товаров, указанных в пункте 5 Правил), но не услуги или работы;

-у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара (т.е. пощупать его руками) до момента его получения;

-ознакомление заказа происходит интерактивным способом, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов будет причислена к разряду дистанционных продаж;

-при совершении сделки  обе стороны не встречаются лицом к лицу;

-продажа происходит без непосредственного присутствия продавца.

Право на предоставление информации

До заключения договора потребителю должна быть предоставлена информация, предусмотренная ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1  «О защите прав потребителей»:

  • об основных потребительских свойствах товара;
    • об адресе (месте нахождения) продавца (должно быть указание на сайте, в документации, прилагаемой к товарам);
    • о месте изготовления товара;
    • о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя);
    • о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
    • о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки до потребителя должны быть доведены сведения о порядке и сроках возврата товара. Данная информация должна предоставляться в письменной форме.

Помните, что приобретать товар дистанционным способом нужно только у того продавца, который представляет информацию о себе (название организации, организационно правовая форма (ООО, ЗАО и т.д.), адрес), с целью избежать возможных сложностей при возврате или обмене не подошедшего Вам товара.

Каким образом заключается договор купли-продажи при дистанционной торговле

Информация, размещенная на сайте интернет-магазина является публичной офертой товара, если отвечает требованиям статьи 494 Гражданского кодекса РФ  (далее – ГК) и пункту 12 Правил, т.е. если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

Согласие заключить договор купли-продажи на предъявленных условиях называется акцептом, которое может быть выражено, к примеру заполнением формы заказа на сайте, телефонным звонком продавцу для оформления заказа или иным, предложенным продавцом способом.

С момента заявления покупателем акцепта, договор купли-продажи при дистанционной продаже может считаться заключенным (пункт 20 Правил).

После того, как вами заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора – то есть изменять цену или условия приобретения. Если условия будут изменены, то вы вправе настаивать на заключении договора на предъявленных изначально условиях. Таковы правила публичного договора, заключенного на основании оферты.

Право отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом

Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона  РФ  от  07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до момента передачи данного товара. В случае если товар потребителю был передан, потребитель вправе отказаться от него в течение семи дней с момента передачи. В случае если продавцом в момент доставки товара не была предоставлена информация в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества (общий срок 7 дней), то потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Отказ от товара надлежащего качества

Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков, в течение семи дней с момента получения товара (для этого следует связаться с представителем интернет-магазина, направить претензию на электронную почту). При этом причины возврата законом не устанавливаются.

ВАЖНО запомнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случаях, если:

  • Основное условие- это сохранение товарного вида и потребительских свойств товара. Здесь в отличие от статьи 25 ЗПП нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении. Но его товарный вид должен быть сохранен полностью. Если, к примеру, товар был упакован в фабричную одноразовую «блистерную» упаковку, то вскрытие такой упаковки автоматически приводит к потере товарного вида. Отказ продавца в этом случае будет правомерен. Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно является не обязательным.
  • сохранен документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца.

Если по каким-либо причинам документ, подтверждающий факт покупки товара у потребителя отсутствует, это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, распечатки с сайта, свидетельствующие о  заказе товара и т.п.).

Наряду с этим необходимо помнить, что не все товары можно вернуть, как товар надлежащего качества, не подлежит возврату товар, имеющий индивидуально-определенные свойства. Это означает, что данный товар был сделан индивидуально для потребителя, и только он может его использовать. Например, изготовление обуви  по меркам, которые предоставлены  конкретным потребителем.

Обращаем внимание, в соответствии с Постановлением Правительства  РФ  от  19.01.1998 г. № 55 технически сложные товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату.

 

Отказ от товара ненадлежащего качества

В случае передачи потребителю товара ненадлежащего качества, он имеет право на предъявление следующих требований:

  • безвозмездное устранение недостатков;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченный за товар.

Данные требования могут быть предъявлены, если обнаруженные в товаре недостатки не были оговорены продавцом.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель в случае нарушения его прав в сфере дистанционной торговли может обратиться с письменной жалобой в следующие надзорные  (территориальные) органы:

Полиция  (осуществляющая противодействие мошенническим действиям);

ТО Управления Роспотребнадзора по г. Урай (территориальные отделы в административных округах).

Обращаем Ваше внимание, что в полномочия ТО Управления Роспотребнадзора по г. Урай

входит следующее:

  • составление протоколов об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие соответствующих мер;
  • вступление в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
  • обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и принятие по ним решений в соответствии с компетенцией ТО Управления Роспотребнадзора по г. Урай по конкретной жалобе.
  • обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов  неопределенного круга  потребителей.

 

Материал подготовил Р.Ф. Абделганиев тел. 8(34676) 24880