ВНИМАНИЕ! Круглосуточная городская горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом +7 (34676) 22-1-23.

С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исключение составят отдельные положения, для которых определены другие даты.

Новые нормы документа позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины», снизив административное давление на бизнес.

Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений.

Профилактика, а не наказание

Особое внимание будет обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:

1. Информирование

Означает размещение на официальном сайте министерства, в сети «Интернет» следующей информации:

1) тексты нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля;

2) сведения об изменениях, внесенных в вышеуказанные НПА;

3) перечень обязательных требований;

4) руководства по соблюдению обязательных требований.

 

 

2. Обобщение правоприменительной практики

Это документ, который разрабатывается контрольно-надзорными органами и представляет собой анализ типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений. Данный документ также раннее разработан и размещен министерством на официальном сайте органов исполнительной власти Приморского края

 

3. Меры стимулирования добросовестности

Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.

Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля. Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля в будут разработаны на федеральном уровне после принятия проекта Закона спутника к 248-ФЗ, далее они будут доведены до регионов. Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым.

 

4. Объявление предостережения.

Законом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований.

Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий (статья 49 Зкона).

 

5. Консультирование.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Вопрос о консультирования часто возникает в ходе осуществления лицензионного контроля в сфере продажи алкогольной продукции. Ранее такая функция как консультирование действующим законодательством не была предусмотрена.

 

6. Самообследование.

Самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет». Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований. В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе нам сообщить о соблюдении обязательных требований.

 

7. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.

При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.

 

Новое в проверках

 

Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в Законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий.

В частности, появляется контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

 

1. Контрольная и мониторинговая закупки.

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной или мониторинговой закупки не может превышать один рабочий день.

После завершения контрольной закупки инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки.

Мониторинговая закупка проводится в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу или исследования.

 

2. Инспекционный визит.

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом по месту его нахождения.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые должны находиться на месте осуществления деятельности контролируемого лица.

Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев:

 

— если основанием для его проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента, требование прокурора.

То есть по сути это ограниченная во времени внеплановая проверка.

 

3. Рейдовый осмотр.

Мероприятие, проводимое в целях оценки совершения действий неограниченного круга контролируемых лиц на определенной территории.

Рейдовый осмотр может проводиться в форме межведомственного контрольного мероприятия.

Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов); (может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки без отбора проб. Порядок возмещения лицу стоимости продукции, утраченной в ходе рейдового осмотра, устанавливается Правительством Российской Федерации)

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза;

10) эксперимент.

Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

По результатам рейдового осмотра акт составляется только в отношении лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.

Рейдовый осмотр, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением тех же случаев которые предусмотрены для   инспекционного визита.

На сегодняшний день, проведение рейдовых осмотров предусмотрено 294 Федеральным законом лишь для сферы экологии — обследований особо охраняемых природных территорий и транспорта.

 

Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий одинаковые:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

 

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В Законе предусмотрена возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий на основании данных дистанционного мониторинга (статья 96).

Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации.

Кроме того, в Законе предусмотрено создание на федеральном уровне специальных информационных систем, которые аккумулируют все сведения о проверках.

К примеру, в срок до 01 января 2022 года будет введен в эксплуатацию единый реестр видов контроля, также планируется создание единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и информационной системы досудебного обжалования.

 

Обжалование результатов контрольного мероприятия.

Статьей 43 Закона прописан порядок досудебного рассмотрения жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

3) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными.

Для реализации положений Федерального закона №248-ФЗ Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «закона-спутника», который направлен на приведение отраслевого регулирования в соответствие положениям Федерального закона № 248-ФЗ, что позволит внедрить в жизнь новую модель государственного контроля (надзора).

Законопроектом предусмотрены поправки, затрагивающие более ста законов. В их числе: Закон о защите прав потребителей; Закон об алкогольном регулировании; Закон о рекламе; Закон о персональных данных; Закон об обращении лекарств; Закон об основах охраны здоровья граждан; Закон об аудиторской деятельности.

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля (надзора). Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному, региональному или муниципальному контролю, а по каждому виду – его предмет.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки в Закон о лицензировании №99-ФЗ. В частности, в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет сократить срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии (статья 85). Правила о переоформлении лицензий будут заменены нормами о внесении изменений в реестр лицензий. Причем проект предусматривает только электронную выписку из реестра. Также предусмотрены нормы о возможности частичного приостановления лицензии.