ВНИМАНИЕ! Круглосуточная городская горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом +7 (34676) 22-1-23.

Распространенным правонарушением являются нарушения требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению, ответственность  за которое предусмотрена частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Выделяя особенности  нецелевого использования земельных участков, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации  по целевому назначению подразделяются на  7 категорий, это:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов и т.д.

Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу статьи 8 Земельного кодекса категория земель указывается, в частности, в документах государственного земельного кадастра (например, кадастровом паспорте) или документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (например, свидетельстве о праве собственности).

Нецелевое использование земельного участка подтверждается  правилами землепользования и застройки территории муниципального образования, которые устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, согласно территориального зонирования.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ           «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»,  решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой, принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственности  для лиц, неиспользующих земельный участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.

Привлечения к административной ответственности и неисполнения предписания контролирующего органа об устранении выявленных нарушений заключается в возможном последующем принудительном изъятии земельного участка у собственника в судебном порядке. Привлечение к административной ответственности является лишь предварительным этапом для обращения в суд с требованием об изъятии земельного участка, поскольку материалами административного дела может быть подтвержден факт неиспользования земельного участка.

В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка допускается в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Согласно статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Правоприменительная практика привлечения государственными инспекторами по использованию и охране земель и их заместителями  лиц к административной ответственности показывает, что нецелевое использование на территории автономного округа  выражается в основном в использовании землепользователями земельных участков путем размещения торговых точек, магазинов, оказание услуг по ремонту автомобильного транспорта.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации,  направлено более 60 информаций об изъятии  земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием в органы местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов.