Началась информационная кампания по уплате имущественных налогов физических лиц

 

2016 год

 

29 января

Об изменениях в порядке привлечения к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 391-ФЗ) внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).   
В соответствии с частью 1 статьи 23.5, пунктом «5» части 2 статьи 28.3 Кодекса в редакции Закона № 391-ФЗ налоговые органы:
1. Наделены правом рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса, согласно которой неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), — влечет:
— наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
— наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.
2. Наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса, согласно которой повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, — влечет:
— наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000  до 5 000 рублей;
— на должностных лиц — дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
            3. Наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 14.13 Кодекса, согласно которой неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, (при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния), — влечет:

 

— дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
 

19 января 

 

С 1 января 2016 года началась  кампания по декларированию физическими лицами доходов, полученных в 2015 году,
С 01 января 2016 года начинается декларационная кампания по декларированию физическими лицами доходов, полученных в 2015 году. Для самих налогоплательщиков "декларационная кампания" — это тот период, в течение которого они должны продекларировать полученные доходы и уплатить соответствующие суммы налога в бюджет.
По количеству налогоплательщиков налог на доходы физических лиц не имеет себе равных. Ежегодно число физических лиц, представляющих в налоговый орган декларации, увеличивается. Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты и остается в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации.
Как и в предыдущие годы, налогоплательщиков, которые представляют декларацию о доходах, (форма 3-НДФЛ) условно можно поделить на две категории:
— физические лица, которые обязаны отчитываться по полученным доходам;
— физические лица, которые декларируются по собственной инициативе с целью получения налоговых вычетов.
По общему правилу налогоплательщики, которые обязаны отчитаться по полученным доходам, должны представлять декларацию не позднее 30 апреля 2016 года.
В указанный срок в соответствии со ст.ст. 227-229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) декларации о доходах в территориальную инспекцию ФНС России по месту учета (месту жительства) обязаны представлять следующие налогоплательщики:
1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, находящиеся на традиционной системе налогообложения
2)     нотариусы, занимающиеся частной практикой;
3)     адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
4) физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
5) физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
6) физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;
7) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
8) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей;
9) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
10) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217  Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
При этом следует иметь в виду, что отсутствие у данной категории граждан, по итогам налогового периода суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представлять налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
         С 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрена передача налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью. Усиленная неквалифицированная подпись выдается на бесплатной основе удостоверяющим центром ФНС России только в целях взаимодействия с налоговыми органами посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль». Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».
Таким образом, с 1 июля 2015 года налогоплательщики – физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении в налоговый орган через «личный кабинет» налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями, а также иных документов.
Физические лица, которые декларируются по собственной инициативе с целью получения налоговых вычетов, вправе подать декларацию в течение всего года.
 

2015 год

 

22 декабря

 

Об установлении коэффициентов — дефляторов на 2016 год
Федеральная налоговая служба доводит до сведения, что приказом Министерства   экономического   развития Российской  Федерации  от  20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов — дефляторов на 2016 год» (зарегистрирован в Минюсте России 11.11.2015 № 39653) (в редакции приказа Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 854, зарегистрированного в Минюсте России 19.11.2015 № 39761 и опубликованного  в  «Российской  газете» 20.11.2015 № 263) установлены на 2016 год:
коэффициент – дефлятор К1, необходимый в целях применения главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), равный 1,798;
коэффициент — дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Кодекса, равный 1,329.
 
В Новый год без долгов!
Межрайонная ИФНС России № 2 по ХМАО — Югре напоминает о необходимости оплатить задолженность по имущественным налогам. К имущественным налогам относятся: транспортный и земельные налоги, налог на имущество физических лиц за квартиру,  дом,  дачу  и другие помещения.
Если по какой-либо причине Вы не получили налоговое уведомление, предлагаем самостоятельно обратиться в налоговый орган для получения уведомления на уплату налогов. Однако возможен и другой — альтернативный и наиболее удобный способ – подключиться к сервису ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который помимо прочих услуг предоставляет возможность формирования налогового уведомления. Доступ к сервису возможен с помощью логина и пароля,  либо с помощью ключа электронной подписи.
С 01 января 2015 года физические лица должны уплачивать имущественные налоги не позднее 01 октября 2015 года. Данное положение необходимо применять уже при уплате налогов за 2014 год.         
Уважаемые налогоплательщики, обращаем Ваше внимание, что своевременность и полнота налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты во многом обеспечивает стабильность социального развития округа в целом и нашего города в частности.
 
Введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ для работодателей
С 1 января 2016 года вступает в силу новая редакция статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, исполняющие обязанности налоговых агентов, обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в налоговый орган расчет исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года.
В указанном документе отражается обобщенная информация по всем физическим лицам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога.
По общему правилу расчет налоговым агентом представляется в электронной форме. Исключение составляют те работодатели, у которых численность наемных работников, получивших доходы, менее 25 человек.
Если работодатель не исполнил обязанность по представлению расчета, это может иметь для него негативные последствия: взыскание штрафа за несвоевременное представление документа либо представление недостоверных сведений, а также приостановление операций по счетам и переводов денежных средств за опоздание с подачей в течение 10 дней. 

 

 

16 декабря

 

«Граждане, сдающие в аренду нежилые помещения, обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставлять отчетность и уплачивать соответствующие налоги» 
Действующее законодательство не содержит запрета физическому лицу, не являющемуся предпринимателем, на извлечение дохода от использования принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества. Однако, это возможно только при условии, что эти действия не содержат признаков предпринимательской деятельности. Под ней понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В этой связи существует судебная практика привлечения налоговыми органами к ответственности физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по сдаче в аренду находящихся в собственности нежилых помещений.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи в аренду нежилых помещений, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, фактически приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом для индивидуальных предпринимателей.
Судебная практика рассмотрения споров по вышеприведенному вопросу исходит из того, что в качестве предпринимательской квалифицируется деятельность по сдаче в аренду нежилого помещения, которая носит не разовый характер, является систематической, последовательной, однородной и взаимосвязанной.
Доказательствами наличия данных признаков судами признаются, в частности: наличие нескольких договоров аренды нежилого помещения, длительность срока их действия, характеристики нежилого помещения (невозможность его использования для личных целей, расположение и технические, функциональные характеристики), назначение помещения по регистрационным документам, проживание физического лица по иному адресу.
Следовательно, при наличии указанных признаков, у физического лица возникает объект налогообложения налогом на доходы физических лиц согласно и объект налогообложения налогом на добавленную стоимость**, что влечет обязанность по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, сдачу отчетности и уплату соответствующих налогов.

 

 

12 декабря

О некоторых изменениях с 1 января 2016 года по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) рассказывает заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре В. Ткаченко

Одним из основных новшеств с 01.01.2016 является то, что работодатели должны ежеквартально отчитываться по НДФЛ. Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ

Налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ в новой редакции), такой расчет подается не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего года.
В указанном документе отражается обобщенная информация по всем физлицам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные им вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.
Расчет представляется в электронной форме. Однако если численность физлиц, получивших доходы от налогового агента за год, до 25 человек, то он может подать этот документ на бумажном носителе (абз. 7 п. 2 ст. 230 НК РФ). Следует отметить, что при определении инспекции, куда необходимо представить расчет по НДФЛ, российские организации, имеющие обособленные подразделения, а также налоговые агенты, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, должны учитывать специальные положения.
Если налоговый агент добросовестно не исполнил обязанность по представлению расчета, это может иметь для него негативные последствия: взыскание штрафа за несвоевременное представление документа либо представление недостоверных сведений, а также приостановление операций по счетам и переводов денежных средств за опоздание с подачей в течение 10 дней.
Также вступают в силу изменения по налогу на доходы физических лиц в части предоставления стандартных налоговых вычетов на детей.
Вычет на ребенка будут предоставлять, пока доход работника не превысит 350 тыс. руб. Когда доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, станет больше 350 тыс. руб., работодатель прекратит предоставлять стандартный вычет на ребенка. Сейчас согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ лимит составляет 280 тыс. руб.
Также с 01.01.2016 размер стандартного вычета на ребенка-инвалида возрастет. Величина вычета станет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя сможет получить 12 тыс. руб., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6 тыс. руб. Сейчас в силу пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ вычет равен 3 тыс. руб.
Новые размеры применяются и в отношении вычетов на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также учащихся по очной форме, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II группы.
Ещё одним не маловажным изменением является то, что удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода
Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ (в новой редакции). Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.
Сейчас дата перечисления НДФЛ в бюджет зависит, например, от дня получения налоговым агентом средств в банке, перевода с его счета на счет физлица либо фактического получения физлицом дохода. Вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, является спорным. Компетентные органы и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) сходятся во мнении, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц).
 

 

 

20 октября

Информационное сообщение
Межрайонная ИФНС России № 2 по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре в  связи с вступлением в силу с 08.06.2015 Федерального закона от 08.06.2015 №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №140-ФЗ), сообщает следующее.
Закон создает правовую основу для проведения в 2015 году в Российской Федерации добровольного декларирования зарубежных имущества и банковских счетов, в том числе оформленных на номинальных владельцев. Это касается недвижимого имущества, ценных бумаг, акций (долей) в капитале организаций и контролируемых иностранных компаний, счетов (вкладов).
Декларанты освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности, если связанные с декларируемым имуществом нарушения были совершены до 01 января 2015 года, и только в пределах имущества, указанного в декларации. Так, закон освобождает от административной, налоговой, уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по репатриации денежных средств, за неуплату таможенных платежей, налогов и сборов, за неисполнение обязанностей налогового агента, за сокрытие денежных средств и имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов.
Для легализации имущества необходимо подать в налоговый орган с 01 июля по 31 декабря 2015 года специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны. Специальная декларация предоставляется в налоговые органы однократно в двух экземплярах. Федеральным законом определены форма специальной декларации и порядок ее заполнения. Для удобства налогоплательщиков на сайте ФНС России размещено программное обеспечение для заполнения специальной декларации в рамках добровольного декларирования имущества. Программное обеспечение размещено на сайте nalog.ru (версия 4.41 изменения 3). Декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе декларантом лично либо через уполномоченного представителя. Форма декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатная форма декларации может подготавливаться с использованием программного обеспечения.
Физические лица вправе представить декларацию непосредственно в ФНС России либо в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания) декларанта.
Ответы на самые актуальные вопросы, возникающие в связи с изменениями законодательства в части легализации иностранных капиталов и зарубежного имущества, регулярно публикуются в разделе «Деофшоризация и декларирование зарубежных активов» на сайте ФНС России.
В разделе можно ознакомиться с последними законодательными инициативами, связанными с деофшоризацией российской экономики, посмотреть любое из 80-ти соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения со странами-партнерами.
В разделе выложен текст Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая применяется для Российской Федерации с 1 июля 2015 года. Конвенция предусматривает такие способы борьбы с уклонением от исполнения налоговых обязательств, как проведение одновременных налоговых проверок и оказание помощи во взыскании налоговой задолженности за рубежом.
Также выпущена краткая брошюра «Деофшоризация: что делать?». В ней в доступной форме дана информация по вопросам налогового резидентства, законе о контролируемых иностранных компаниях, законопроекте «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» и др.
   
 

О взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами рассказывает заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Марина Гетманцева.
На протяжении  ряда лет «бизнес» и власть строят диалог, способствующий экономическому и техническому развитию России, повышению уровня благосостояния граждан Российской Федерации, укреплению обороноспособности Государства. И диалог этот ведется, если можно так сказать, в формате «обратной связи», т.е. власть и бизнес слышат друг друга. В этой цепочке взаимодействия, в качестве одной из сторон диалога выступает Налоговая служба Российской Федерации.
Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
Конечно, основная задача налоговых органов Российской Федерации – это осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.  Здесь необходимо сказать о том, что налоговая служба  осуществляет этот контроль не только путём проведения налоговых проверок, но и также путём выстраивания диалога с добросовестными налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы. Об этом свидетельствует тенденция сокращения количества выездных проверок, проводимых налоговыми органами Российской Федерации. 
 Работа комиссий по легализации налоговой базы построена на основе диалога с  налогоплательщиками и  предполагает получения результата, который  не повлечёт за собой «нежелательных» последствий для бизнеса, в том числе, таких как штрафные санкции и в тоже время не приведёт к потерям бюджета Российской Федерации. Этот диалог со стороны налоговых органов нацелен на побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств. Выступая инициатором такого диалога, налоговые органы владеют необходимой информацией, для того чтобы аргументированно разъяснить представителям второй стороны диалога, какие финансово-хозяйственные операции уже повлекли, или могут повлечь к искажению показателей отчетности и, соответственно, налоговых обязательств по уплате причитающихся сумм налогов и готовы выслушать, скажу больше и услышать аргументы бизнеса.
Социально – экономическое развитие автономного округа в первом квартале текущего года можно оценить, как удовлетворительное, со стабильной динамикой основных показателей. Несмотря на реалии настоящего времени, отмечен рост Индекса промышленного производства, однако наблюдался снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности  «строительство». Так по итогам 2012 года объем выполненных работ в строительстве на территории округа составил 204 025,9 млн. руб., введено в действие жилых домов – 532,9 тыс. кв. м. А в первом квартале текущего года объем работ, выполненный строительными организациями составил 16 078,2 млн. руб., введено в действие всего  101,8 тыс. кв.м.
Исполнительную власть округа  не может не беспокоить данная ситуация, а равно и налоговые органы тоже. Это, прежде всего, и рабочие места, и жилье, и доходы бюджета автономного округа.
 Объяснения и причины, оказавшие влияние на снижение объемов выполненных работ,  в «привязке» к отрасли строительство, а именно по виду деятельности производство общестроительных работ по возведению зданий и сооружений,  ОКВЭД – 45.21.  так как эта группировка включает:  производство общестроительных работ по возведению зданий всех типов: жилых, торговых, производственных и т.п., включая производство работ по расширению, реконструкции и восстановлению зданий.
В округе состоят на учете более 40 тысяч организаций, из них 572 – это организации разных форм собственности, применяющих общий режим налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере производства общестроительных работ. Величина налогового разрыва в целом по данному виду деятельности самая значительная среди всех отраслей в округе. В цифрах – это  5 643 304 375 рублей.  При этом доля выручки у организаций, входящих в ОКВЭД – 45.21 в общей доле выручки организаций, осуществляющих деятельность на территории  Ханты – Мансийского автономного округа также самая значительная (14,97%), такой «разбег» в указанных показателях свидетельствует о рисках в этом сегменте рынка.  Это не может не беспокоить налоговые органы. Это, прежде всего, доходы бюджета автономного округа, а значит и повышение уровня нашего с вами благосостояния и уровня жизни.
Налоговая служба контролируют процесс надлежащего исполнения налоговых обязательств и пополнение бюджета, а значит реагирует на такой разрыв. 
Прибегнув к форме контроля в виде выездных проверок в 2014 году  налоговые органы округа провели 67 проверок в отношении строителей, в первом квартале текущего года 22-е. По результатам этих проверок установили причины налогового разрыва – наличие неподлежащих налогообложению объектов  (сделок),  льготы, затраты, связанные с инвестпроектами, которые правомерно заявлены  налогоплательщиками. Это объективные причины.
Но кроме объективных причин выявлены факты, повлекшие  нарушения налогового законодательства  – это ошибки в определении временного промежутка, в котором следует принимать  к  учету суммы расходов при определении налоговой базы по прибыли  или вычеты по НДС, имеет место быть  привлечение к выполнению работ нелегальной рабочей силы, а также  сделки, направленные на занижение налоговой базы в результате взаимодействия с цепочкой контрагентов без экономически обоснованной цели. Последний фактор особо беспокоит. Необходимо понимать, что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, направленный на  финансовое обеспечение деятельности государства и  муниципальных образований, а в конечном итоге каждого из нас.
При выявлении такого рода нарушения, проще говоря, при наличии сделок с фирмами – «однодневками»  для искоренения такой модели поведения, маховик государственной машины начинает крутиться на полную катушку, во взаимодействии налоговых органов, правоохранительных и следственных органов и органов прокуратуры.
Так в 2014 году материалы 20 выездных проверок в отношении строителей  переданы в правоохранительные и следственные органы.  Возбуждено 4 уголовных дела на общую сумму неуплаченных, сокрытых налогов и денежных средств в размере 172 965 тысяч рублей. До передачи материалов в суд из указанной суммы уже поступило в бюджет 34 719 тысяч рублей.
За 5 месяцев 2015 года в следственные органы переданы материалы по 10 выездным налоговым проверкам организаций строительной отрасли, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел  по статьям 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сумма неуплаты налогов по этим делам составила  172 207 тысяч рублей.
Нужно сказать, что  налоговые органы отстаивают свою позицию и в тех случаях, когда представители бизнеса, реализуя свои гражданские права, заходят в судебный процесс. В 2013-2014 годах  принято 15 судебных решений в пользу налоговых органов округа, где рассматривались действия налоговых органов в отношении строителей, 2 решения не в пользу налоговиков. Их можно найти на интернет-сайте www.kad.arbitr.ru.
К нашему сожалению,  также в ходе проведения контрольных мероприятий, представители бизнеса, начинают разного рода манипуляции со своим бизнесом, такие как реорганизацию (ликвидацию) предприятий, объявление себя банкротом,  отчуждение имущества, вывод активов. Налоговики и в такой ситуации держат руку на пульсе.
Если вы добросовестный представитель бизнеса, то можете оценить свои риски самостоятельно, в этом вам помогут множество электронных сервисов, расположенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, а также Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@  (с изменениями, внесенными приказом службы от 14 октября 2008 года № ММ-3-2/467@). 
Необходимо выстраивать диалог и быть открытым к общению. Со стороны налоговиков такой шаг сделан, уже на протяжении 4 лет мы позиционируем себя как сервисная служба, при этом и не забываем про функционал по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

О порядке взыскания задолженности по налогам с физических лиц, рассказывает заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Людмила Александровна Вяткина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Неуплата или несвоевременная уплата налога физическим лицом может повлечь:
— начисление пени;
— привлечение к ответственности в виде штрафа;
— взыскание задолженности по налогу, а также пени и штрафу в судебном порядке.
Обязанность по уплате  имущественных налогов с физических лиц, исчисленных за 2014 год, должна быть исполнена не позднее 1 октября 2015 года.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов  является основанием для начисления налоговым органом пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законом дня уплаты налога в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования банка.
 При неуплате в установленный срок имущественных налогов налогоплательщику направляется требование об уплате налога в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса.
 Если требование направляется по почте заказным письмом оно считается полученным по истечению шести дней с даты направления письма.
В случае неисполнения, либо частичного исполнения требования на уплату задолженности по налогам, в отношении должника — физического лица применяется судебный порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом  при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом  при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. 
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с главой  32 кодекса административного производства российской федерации.
Следует отметить, что  суд вправе наложить арест на имущество административного ответчика (должника) в размере, не превышающем объема заявленных требований.
На основании решения Суда, вступившего в законную силу, выдается исполнительный лист о взыскании задолженности за счет имущества должника, который направляется в Службу судебных приставов для исполнения.