C 1 января 2020 года во всех субъектах РФ стал доступен СоцПИН, проект Фонда социального страхования для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Новая система помогает мамам и папам особенных ребят сэкономить драгоценное время и получить информацию о необходимых для своих детей технических средствах реабилитации (ТСР). Как подключиться к проекту и чем он может помочь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, выяснил корреспондент «МК».

СоцПИН – главный помощник особенных детей

В заботах о лечении ребенка многим папам и мамам просто не хватает времени  на поиск всей необходимой информации о положенных ТСР для того или иного заболевания и о сроках их получения. Чтобы облегчить жизнь семьям детей-инвалидов, специалисты Фонда социального страхования разработали проект СоцПИН. В 2016 году система заработала в тестовом режиме в нескольких регионах России. Проект сразу же оказался очень актуальным для родителей особенных детей, в результате в 2020 году система стала доступна уже во всех субъектах РФ.

Социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов, или сокращенно СоцПИН, – это проект Фонда социального страхования, цель которого – заранее проинформировать родителей детей-инвалидов о праве на получение различных технических средств реабилитации. Ведь каждому ребенку-инвалиду требуются совершенно разные, часто индивидуальные ТСР, и сроки их эксплуатации также различаются. По закону для подтверждения инвалидности и получения бесплатных технических средств реабилитации необходимо пройти медико-социальную экспертизу, по факту которой для каждого ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и назначаются необходимые для него ТСР. Например, инвалидная коляска, ортопедическая обувь, протезы или другие средства реабилитации.

Суть работы СоцПИН – в информировании родителя или опекуна о сроках обеспечения ребенка-инвалида средствами реабилитации на текущий год. Документ составляется на основании данных, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА). Каждый родитель может выбрать способ, с помощью которого ему будут сообщать о положенных технических средствах реабилитации для ребенка-инвалида, сроках их замены или окончания сроков пользования действующих ТСР. Памятку можно получить по электронной или обычной почте, в виде СМС, также нужная информация может быть озвучена устно сотрудником ФСС по стационарному или мобильному телефону.

Проект позволил получать родителям детей-инвалидов информацию о необходимых средствах реабилитации максимально оперативно. Ведь теперь родители точно знают, когда нужно подать заявление на то или иное ТСР.

СоцПИН помогает родителям сэкономить время, чтобы побыть с детьми, а также является дополнительным механизмом контроля качества работы самого ФСС.

Как стать участником проекта

— Оба моих ребенка – инвалиды с ДЦП, каждому полагается несколько средств реабилитации и сроки получения у них разные, – рассказывает Дарья из Нижегородской области. – Проект СоцПИН стал для нас просто спасением. После того как мы подключились к программе, мне на электронную почту стали приходить уведомления, в которых подробно расписано, какое средство для каждого ребенка я имею право получить в ближайшем году. При этом подробно расписан порядок подачи заявки и сроки, в которые ее рекомендуется оформить, чтобы получить ТСР вовремя. Теперь у нас нет никаких проблем с получением средств реабилитации, мы с мужем можем спокойно заниматься с детьми или хоть немного отдохнуть. Я думаю, любой родитель ребенка-инвалида со мной согласится, что в нашем положении времени все время не хватает, так  что СоцПИН для нас реально стал палочкой-выручалочкой.

Ситуации, когда ребенку-инвалиду требуется несколько средств реабилитации, срок эксплуатации, а соответственно, и дата замены которых заканчиваются в разное время, случаются очень часто. Электронные уведомления в рамках проекта поступают законному представителю каждого ребенка, состоящего на учете в региональном отделении Фонда социального страхования. Исходя из полученной в уведомлении информации представители ребенка-инвалида могут своевременно подать заявление на обеспечение и выбрать способ получения ТСР. Можно, например, подать заявление на кресло-коляску в электронном виде, а затем забрать его в ближайшем пункте выдаче, или оформить доставку ТСР на дом. В уведомлении указываются рекомендуемые сроки подачи заявлений. Соответственно, Фонд социального страхования принимает все необходимые меры, чтобы провести положенные конкурсы и закупки в установленный срок. Главное, родители должны понимать, что сервис СоцПИН имеет уведомительный характер. Заявители получают информацию о сроках, в которые можно обратиться за новыми средствами реабилитации. Но решение о том, нужны ли они ребенку именно в этот срок, естественно, принимают сами родители. То есть, чем позже будет подано заявление, тем позже удастся получить новое ТСР.

Чтобы заказать средства реабилитации или получить компенсацию за изделия, приобретенные самостоятельно, нужно заполнить соответствующую форму заявления, которую предоставляет ФСС. После этого обращение обработают сотрудники ФСС, затем будет назначена компенсация или организована закупка нужного ТСР. Если ваше ТСР вышло из строя до окончания срока пользования, установленного законом, а гарантийный срок производителя уже истек, есть возможность обратиться в региональное отделение ФСС с заявлением о его замене. Заявление будет рассмотрено на заседании комиссии медико-технической экспертизы, где примут решение о ремонте или досрочной замене оборудования.

Специалисты ФСС рекомендуют законным представителям ребенка заранее, еще на этапе подключения к системе СоцПИН, сообщать  антропометрические данные своего ребенка, а затем уточнять их каждый год. Дети очень быстро растут, а многие ТСР, в том числе корсеты, протезы, ортопедическая обувь и многое другое, подбираются по определенным размерам. Когда все данные ребенка уже есть в базе ФСС, сотрудники могут оперативно сформировать техническое задание для закупки ТСР, и процесс закупки будет происходить намного быстрее.