ВНИМАНИЕ! Круглосуточная городская горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом +7 (34676) 22-1-23.

В рамках Всероссийской недели сбережений, с целью повышения финансовой грамотности югорчан Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре обращает внимание потребителей на законность деятельности коллекторских агентств.
К помощи коллекторского агентства банк обращается, когда возникает проблема с не возвратом денежных средств заемщиком. Кредитная организация может как временно привлечь коллекторов для проведения мероприятий по досудебному возврату долга, так и полностью продать им право требования по кредиту на основании соответствующего договора.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)» регламентированы права и полномочия коллекторов и служб взыскания Банка, Коллекторы должны работать в четком соответствии этим нормам, а также согласно общегражданскому законодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики. Статья №12 данного Закона предоставила кредитным организациям соответствующую возможность при соблюдении ряда условий. Уступка требований (договор цессии на основании ст. 382 ГК РФ) по долгу третьим лицам стала возможна в случае, если это не противоречит договору между заемщиком и заимодателем. При этом при заключении договора заемщик должен быть уведомлен о возможности включения в договор условия о запрете передачи долга третьим лицам. Если такого пункта в договоре нет, то согласие должника на последующую передачу его долга коллекторам не требуется. Достаточно будет лишь уведомить его об этом. В свою очередь, если должник не уведомлен об уступке прав, он вправе игнорировать коллекторов и погашать долг банку, как и раньше. Кроме того, важно знать, что при переходе долга к новому кредитору условия его возврата не меняются.
Полномочия коллекторов по взысканию просроченной задолженности регламентированы ст. 15 Федерального закона N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Эти правила универсальны и относятся также и к сотрудникам кредитной организации, которые проводят мероприятия по досудебному возврату заемных средств без привлечения посредников.
Коллекторы могут звонить, присылать письма по почте, писать SMS сообщения, встречаться с должником лично. Все контакты между должником и кредитором или его представителями ограничены законом по времени – с 8:00 до 22:00 в будние дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники. Чтобы организовать встречу другим способом или в другое время, необходимо письменное согласие должника, которое он не обязан давать (п. 3 ст. 15 Закона N 353-ФЗ).
Чтобы подтвердить полномочия коллекторов, должник вправе потребовать от них предъявить ряд документов:
документ, удостоверяющий личность;
доверенность от руководителя агентства;
копию договора цессии, на основании которого у коллекторов возникло право требования (оригинал можно запросить в самом агентстве).
Без предъявления этих документов общение лучше сразу прекратить. Кроме того, сотрудники коллекторского агентства, пришедшие на встречу с клиентом, должны назвать свою должность, официально название организации, которую они представляют, и ее юридический адрес, а также аналогичные сведения о банке-кредиторе, если речь идет не о договоре цессии, а о временном привлечение агентства для взыскания задолженности (п. 5 ст. 15 Закона N 353-ФЗ).
Так же Закон четко регламентирует, на что имеют право коллекторы, а на что нет. Так, граждане вправе не пускать коллекторов к себе домой, так как неприкосновенность жилища защищается Конституцией РФ (ст. 25). Войти в квартиру должника без разрешения самого должника могут только судебные приставы при наличии исполнительного листа, выданного судебным органом в строгом соответствии с нормами ГПК РФ и ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
Чтобы избежать встречи коллектором рекомендуем тем, кто собирается брать кредит внимательно изучать условия договора: особое внимание уделить правам и обязанностям, а также ответственности сторон.
— внимательно изучать информацию о сумме кредита (в рублях), о полной сумме, подлежащей к выплате по договору, график погашения кредита.
— внимательно изучать условия досрочного погашения договора. Возвращение полной суммы кредита, взятого на потребительские нужды, возможно только при уведомлении кредитной организации не менее чем за 30 дней.
— подписывая договор нужно обратить внимание на то, какие меры может предпринять банк по отношению к заемщику. Например, в случае просрочки платежа, существует отдельный порядок начисления и уплаты пени.
— обязательно нужно учитывать право банка на передачу личных данных заемщика третьим лицам. Без согласия заемщика такая процедура является нарушением закона, в этом случае пострадавший должен обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или ее территориальный орган.
Рекомендуем тем, кто столкнулся с коллекторами действовать следующим образом:
— никто, кроме представителей правоохранительных органов не обладает полномочием нарушать личную территорию. Если коллекторы вторглись в квартиру, следует немедленно вызывать полицию. Если они не были задержаны, стоит написать заявление о вмешательстве в личную жизнь.
— нельзя подписывать никакие документы, предоставленные коллекторами. Желательно при разговоре с представителями долгового агентства вести фото или видеосъемку, а также записывать все разговоры, в том числе и телефонные, на диктофон.
— не лишним будет проводить встречи и телефонные беседы с коллекторами при свидетелях.
— в письменном виде сообщать о правонарушениях со стороны коллекторов в орган прокуратуры по месту жительства.
— если долговая компания угрожает гражданину, который не имеет задолженности или не брал кредит, следует обратиться в суд для возмещения моральной компенсации.
— в случае, когда коллектор применяет в общении выражение «судебный пристав» нужно сообщить об этом в Федеральную службу судебных приставов или ее территориальный орган.