Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации реализует комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение нелегальной деятельности субъектов на финансовом рынке, чтобы защитить граждан от мошенничества.

Деятельность таких организаций простроена на обмане потребителей финансовых услуг, нарушает их права и оказывает негативное влияние и на благосостояние жителей Югры. Чтобы минимизировать риски встречи с мошенниками в финансовой сфере Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в рамках взаимодействия с Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации проводит мероприятия, направленные на оперативное выявление и пресечение такого вида нелегальной деятельности.

Потребителям финансовых услуг рекомендуется принимать во внимание следующие критерии отнесения организаций к субъектам нелегальной деятельности:

 

Критерий Значение (содержание) Наиболее часто встречающиеся примеры
1. Виды услуг Выдача займов

(кредитов) населению

 

Выдача займов индивидуальными предпринимателями и организациями (микрофинансовыми организациями,

микрокредитными компаниями, ломбардами), не включенными в реестр Банка России

Привлечение займов у населения Потребительские и кредитные потребительские

кооперативы, не включенные в реестр Банка России

Страхование ОСАГО по тарифу ниже базового
Операции с ценными бумагами -Трейдбоксы по торговле опционами/векселями

-Обучение работе на рынке ценных бумаг

Услуги на рынке

Форекс

— Образовательные центры, взимающие плату за обучение торговле на рынке Форекс

— Работодатели, предлагающие работу на рынке Форекс

Банковские услуги

 

Реклама, содержащая предложения о размещении

вкладов, выпуске платежных карт

Финансовые пирамиды Привлечение средств населения по сетевому принципу (MLMбизнес), не предполагающее поставку товара
2. Отсутствие

лицензии

Банка России

Организация, оказывающая услуги, приведенные в пункте 1, не имеет (не

имела) на момент оказания услуги) лицензии Банка России или не была включена в реестр Банка России

 

Примечания:

1) критерии 1 и 2 должны выполняться одновременно;

2) перечень критериев может применяться к юридическим лицам, индивидуальным

предпринимателям, физическим лицам

 

При выявлении рекламных материалов и фактов осуществления нелегальной финансовой деятельности населению рекомендуется направлять информацию в Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации по адресу: 625000, г.Тюмень, ул. Володарского, 48, адрес электронной почты: 71svc_nadsor@cbr.ru, либо обращаться в Отделение по телефонам горячей линии (3452) 497-626, (3452) 497-732.

В письме рекомендовано указать подробную информацию (характер деятельности, имеющей признаки нелегальности, наименование, при наличии –ИНН, адрес расположения офиса, размещения рекламы, копии (сканы, фото) договоров на предоставление финансовых услуг,

рекламные листки, брошюры, фотографии баннеров и стендов объявлений, помещений в которых предоставляются финансовые услуги).

 

Более подробно с материалами, направленными на развитие финансовой грамотности жители Урая могут познакомиться на сайте Финансовая культура по ссылке https://fincult.info/

 

Информация об ответственности Рекламораспространителя за несоблюдение  Федерального закона «О рекламе»

 

Согласно статье 7 Федерального закона от 13.03.2006 No 38-ФЗ «О рекламе», не допускается

реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 13 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель по требованию

рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о

соответствии рекламы требованиям данного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Частью 1 статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе как рекламодателя, так и рекламопроизводителя или рекламораспространителя в виде наложения административного штрафа:

на граждан – в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей;

на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;

на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.