Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отменив акты нижестоящих судов, поддержал решение Ханты-Мансийского УФАС России в деле о передаче в аренду здания по адресу Мира 15 в городе Ханты-Мансийске.

В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение от Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в ХМАО – Югре, содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении аукциона на право заключения договора аренды на нежилое помещение по адресу Мира 15.

По результатам рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Вследствие чего, комиссия антимонопольной службы установила, что в августе 2015 горда, Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО – Югры объявил о проведении электронного аукциона и разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru аукционную документацию. Согласно данной документации, извещение о проведении аукциона содержит сведения о платеже за право заключения договора в размере 75 520 рублей.

По мнению комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, Департаментом при формировании извещения, аукционной документации не было учтено, что размер платежа за право заключить договор может быть установлен лишь в том случае, если предметом торгов является право заключения договора безвозмездного пользования, который не предполагает платежей за использование имущества.

«Необоснованное установление и взимание платы за приобретение права аренды помимо арендной платы в нарушение гражданского и антимонопольного законодательства приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, что в свою очередь влияет на состояние конкурентной среды» — прокомментировал заместитель руководителя Ханты-Мансийского УФАС России Василий Иванов.

Кроме того, антимонопольным управлением установлено, что в извещении о проведении аукциона не содержится информация о размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования имуществом, являющегося предметом аукциона. Вместо того, в документации установлена арендная плата, которая определяется по формуле, где одной из составляющих является «выручка от реализации услуг».

«Данное условие нарушает принципы экономической обоснованности арендной платы и предсказуемости расчета ее размера. Создает неравные условия пользования имуществом арендаторами, получающими прибыль от своей деятельности, и арендаторами, деятельность которых является убыточной, а также это может привести к безвозмездному пользованию государственным имуществом, что в свою очередь приведет к ограничению или устранению конкуренции» — рассказал руководитель Ханты-Мансийского УФАС России Артур Демкин.

Ханты-Мансийское УФАС России пришло к выводу, что действия Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО  — Югры нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.