Обязанность заказчика производить оплату по контракту в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией – в течение 15 рабочих дней закреплена в статьях 30, 34 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). 

Вместе с тем, заказчиками допускаются факты несвоевременного исполнения либо неисполнения предусмотренных законодательством и контрактом обязательств по оплате, что зачастую влечет негативные последствия для субъектов предпринимательства в виде образования долгов по зарплате, налогам, иным обязательным платежам, просрочки кредитных обязательств. 

Действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения недобросовестного заказчика как к гражданско-правовой, так и к административной и даже уголовной ответственности. 

Так, в силу ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ помимо основной суммы задолженности по контракту исполнитель вправе требовать с заказчика уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. 

В случае добровольного неисполнения заказчиком требований об оплате исполненного контракта и неустоек (претензионный порядок), задолженность и дополнительные расходы взыскиваются в судебном порядке. При этом, у прокуроров имеются полномочия по обращению в суд с исковыми заявлениями в порядке регресса о взыскании с виновных лиц в пользу бюджета сумм дополнительно понесенных расходов (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ). 

По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2017 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.32.5, предусматривающей ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае повторного совершения указанного правонарушения — дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. 

В 2020 году по постановлению прокуратуры города 2 должностных лица заказчиков привлечены к административной ответственности в виде штрафа.  

Привлечение должностных лиц, допустивших просрочку обязательств по контрактам, к административной ответственности является наиболее эффективным способом восстановления прав предпринимателей, поскольку в большинстве случаев влечет незамедлительное погашение образовавшихся долгов.      

В исключительных случаях и с учетом конкретных обстоятельств дела бездействие должностных лиц заказчика по оплате исполненного государственного или муниципального контракта может повлечь привлечение последнего к уголовной ответственности. 

Так, статьей 169 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы до трех лет за ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.