По новым требованиям, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»при расчетах индивидуальные предприниматели и организации обязаны формировать данные о товаре в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара.  

Поэтому фискальный накопитель при реализации таких товаров должен соответствовать следующим требованиям: 

— иметь счетчики запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара. При этом фискальный признак формируется для каждого запроса и уведомления, увеличивая показания этих счетчиков на единицу, а показания счетчика фискальных документов не меняются; 

— принимать от ККТ коды маркировки; 

— самостоятельно проверять достоверность кода маркировки по коду проверки, используя специальный ключ (если таковые имеются), и передавать полученные результаты в ККТ; 

— принимать от ККТ данные для формирования запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара, создавать и шифровать эти документы, а также передавать их в ККТ; 

— принимать от ККТ ответы на запросы и квитанции на уведомления в зашифрованном виде, расшифровывать их и передавать содержащиеся в них сведения в ККТ. 

Новые фискальные накопители, отвечающие требованиям Федерального закона № 238-ФЗ от 26.07.2019 «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»на текущую дату еще не поступили в продажу.  

Поэтому пользователи онлайн-касс, торгующие маркированными товарами, могут продолжать использовать ранее приобретенные фискальные накопители до истечения срока их действия.  

Регистрировать, перерегистрировать и применять их можно в составе ККТ до 6 августа 2021 года. При этом фискальный накопитель, зарегистрированный до этой даты, используется до окончания срока своего действия. 

Правовая основа маркировки товаров заложена Федеральным законом от 31.12.2017 № 487-ФЗ «внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

При разработке перечня продукции, подлежащей обязательной маркировке, Правительство Российской Федерации ориентируется на ранее утвержденную Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Согласно этому документу, за период с 2020 по 2025 год обязательную маркировку распространят на ювелирную, пищевую, легкую, автомобильную, топливную и химическую продукцию. Кроме того, обязательной маркировке будет подлежать электронная продукция, производство строительных материалов, индустрия детских товаров и машиностроение.  

Чтобы иметь возможность реализовать вышеперечисленную продукцию, ее производители, поставщики и розничные продавцы обязаны будут зарегистрироваться в единой информационной системе маркировки товаров. 

В настоящее время уже действует ряд информационных систем для отдельных видов продукции. Например, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств — Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий — Информационный ресурс маркировки. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, станет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (обувь).  

На стадии производства продукции ей будет присваиваться код идентификации. Он представляет собой уникальный номер экземпляра товара. Этот код выдаётся по запросу производителя, который сообщает системе мониторинга о произведённой продукции и необходимом количестве кодов. Получив код, производитель наносит его на каждый экземпляр продукции и сообщает его системе мониторинга. Система генерирует проверочный код, который также наносится на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролёрам выявить фальсификацию кода идентификации. Немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, будут изыматься из оборота и уничтожаться как контрафакт.  

Передача сведений о товаре в систему мониторинга, а также их сверка будут происходить  

на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю. Когда товар реализован оптовому поставщику, в систему мониторинга будет сообщаться о смене собственника товара. Розничные торговые точки также станут информировать о приобретении товара, а в момент продажи товара конечному покупателю в систему мониторинга поступит информация о конечной реализации. Уникальный код будет выводиться из оборота и уничтожаться. Сроки введения обязательной маркировки для отдельных товаров: 

— Табачная продукция — с 1 марта 2019 года;  

— Обувь — с 1 июля 2019 года;  

— Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек — с 1 декабря 2019 года;   

-Духи и туалетная вода — с 1 декабря 2019 года;  

— Новые шины и покрышки пневматические резиновые — с 1 декабря 2019 года;  

— Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи — с 1 декабря 2019 года;  

— Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия — с 1 декабря 2019 года; 

— Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки — с 1 декабря 2019 года;  

— Бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное — с 1 декабря 2019 года;  

— Молочная продукция – с 1 июня 2020 года. 

На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата. Размер данной платы по каждой категории товаров будет утверждён Правительством Российской Федерации.  

Общие правила маркировки товаров установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, однако для каждого вида маркируемого товара они будут конкретизированы. Так правила маркировки табачной продукции регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224, а обуви – Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860. 

Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации.  

Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции. 

В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство Российской Федерации. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».    

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.  

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка DataMatrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.  

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности). Также для подключения к пилоту потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода. 

Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:  

  1. цифровое решение маркировки и прослеживаемости 
  1. инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»). 

Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом. 

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться DataMatrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.  

DataMatrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код  наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.  

DataMatrix код состоит из двух частей:  

— код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров; 

— код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.  

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.  

Согласно пункту 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за реализацию товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. 

При этом должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за реализацию товаров и продукции без маркировки, согласно пункту 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 

В свою очередь налоговые органы, в соответствии с пунктом 1 статьи 23.5 КоАП РФ, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой техники, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ. 

Подробную информацию о работе системы маркировки, об установке программного обеспечения и инструкции по началу работы в системе маркировка обуви, можно найти на официальном сайте Центра развития перспективных технологий (crpt.ru), который является оператором информационной системы мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации или обратиться к ним письменно.