Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях города Урай

Внедрение новой модели государственно-общественного управления  (управляющий совет) в городе Урай идет с 2006 года. Управляющие советы действуют во всех общеобразовательных школах города и в одном учреждении дополнительного образования (МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Работа управляющего совета в образовательном учреждении содействует созданию оптимальных условий и форм образовательного процесса, способствует повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивает контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий образования.

Постановлением главы от 28.12.2007 г. №3657 в городе создан муниципальный Совет по развитию образования. Совет является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, средством согласования между органом местного самоуправления и местным сообществом наиболее важных управленческих решений по вопросам развития образования на территории города Урай.
В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16.10.2006 №104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономном округа-Югры», во исполнение приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.02.2007 №228 «О реализации закона автономного округа «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в городе Урай 28.12.2007 года создан муниципальный совет по развитию образования.
В состав совета вошли представители участников образовательного процесса и представители органов местного самоуправления.
В целях расширения государственно-общественного управления было разработано и утверждено примерное положение об управляющем совете в дошкольном образовательном учреждении. На основании данного положения в МБДОУ №6 и МБДОУ №21 вводится такая форма общественного управления как управляющий совет.
В целях морального поощрения  и общественного признания за достижения в решении задач государственно-общественного управления разработано и утверждено примерное положение о поощрении членов управляющего совета. На городском родительском собрании (август 2009 года) были награждены благодарственными письмами начальника МБУ «Управление образования» 11 родителей – членов управляющих советов школ и попечительских советов ДОУ.
В течение года продолжалось обучение общественных управляющих. Проведены семинары по темам:
•    Председатель управляющего совета
•    Образовательная программа учреждения
•    Муниципальная система оценки качества образования.
В целях  изучения и оценки общих результатов и эффектов внедрения государственно-общественной составляющей управления образованием города разработано и утверждено положение о мониторинге общественного участия в управлении образованием. Мониторинг проведен в ноябре 2009 года (согласно плану МБУ). В анкетировании приняли участие все общеобразовательные учреждения и МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей». Цель мониторинга – оценка результативности внедрения моделей государственно-общественного управления образованием; выявление организационных трудностей, сопровождающих процесс расширения общественного участия в управлении образованием. Изучены и обработаны данные анкетирования и форм-опросников представителей образовательных учреждений, а так же на сайтах образовательных учреждений просмотрены документы работы управляющих советов.
Результаты мониторинга в общеобразовательных учреждениях:

Наличие органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления – 100%.
Программа развития, утвержденная органом ГОУ – 67%.
Прописаны все, определенные положением об УС полномочия органов ГОУ, а так же зарегистрированы в Уставах.
Наиболее часто принимаемые решения:
Выдвижение кандидатур педагогов на различные конкурсы – 57,1%
Утверждение Уставов ОУ – 57,1%.
Решения по привлечению внебюджетных средств — 42,8%.
Утверждение публичной отчетности – 28,5%.
Исключение из школы обучающегося – 1 образовательное учреждение.
Отчет о работе органов ГОУ имеют 57,1% образовательных учреждений.
Наличие публичной отчетности — 100%.  
Раздел по ГОУ на регулярно обновляемых сайтах – 85,7% (нет сайта у ЦДОД).
Доля общественных управляющих, прошедших обучение по образовательным учреждениям: ЦДОД – 0, школы: № 6 – 50% нового состава, №5 – 35%, №4 – 0, №12 – 20%, №2 – 14%, гимназия – 25%.
 Участие администраторов школы в программе  подготовки (повышения квалификации) по вопросам государственно-общественного управления – 42,8% (гимназия, школы № 12, 5).
Наличие программы расширения общественного участия в управлении образованием или соответствующего раздела в программе развития образования – 28,5%  (школы №  4, 5).
Наличие инструментария по самооценке деятельности органов ГОУ – 28,5% (гимназия,  школа №2).
Проведение самооценки эффективности работы органа ГОУ – 42,8% (ЦДОД, гимназия, школа № 6).
Наличие публикаций в СМИ – 71,4%.
Наличие программы просветительской работы с родителями – 57,1%.
Факт участия общественности в процедуре аттестации, аккредитации, экспертизе – 28,5% (гимназия, школа № 4).
В целом мониторинг показал положительную оценку развития государственно-общественного механизма управления образованием.