Тема конференции — «ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ». Цель — обсуждение теоретических и практических проблем развития профессионального образования и обеспечения занятости молодежи, опережающей подготовки кадров для устойчивого социально-экономического развития региона.
Первый день конференции (9 ноября 2016 г.)
9 ноября КДЦ «Нефтяник» радушно принимал участников и гостей конференции. В фойе гостей встречали девушки Театра моды в костюмах народов ханты и манси. К участию в конференции были приглашены учёные и специалисты-практики в области профессионального образования, занятости и молодёжной политики, в том числе, ученые из Казахстана, Германии и Китая, руководители и педагогические работники образовательных организаций, представители работодателей, общественных организаций и объединений. Большая команда волонтёров — студентов колледжа встречала тех, кто оказался неравнодушен к проблемам развития профессионального образования. После регистрации участников конференции и посещения выставки состоялось Торжественное открытие конференции. Под «Гимн молодёжи» на сцену вышли участники волонтёрских объединений колледжа. С приветственным словом к участникам конференции обратился глава города Урай Анатолий Иванов. Он поблагодарил учёных, педагогическое и научное сообщество за их внимание к развитию профессионального образования нашего города, отметил, что Ханты- Мансийском автономном округе многое делается для того, чтобы молодежь имела прекрасные перспективы.
На открытии конференции её гостей и участников поприветствовал, к. ф.-м.н.,профессор, зам. директора ФГНУ«Институт педагогических исследований одаренности детей РАО» Александр Марковичев (г. Новосибирск). Он отметил, что на конференции будут обсуждаться важные теоретические и практические проблемы развития профессионального образования. Д.п.н., профессор ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Михаил Пальянов (г.Кемерово) в своей приветственной речи говорил о проблемах в обеспечения занятости молодежи, о необходимости опережающей подготовки кадров для устойчивого социально экономического развития региона. Гость конференции профессор Хэйхэского университета (Китайская народная республика), директор Института Конфуция БГПУ (г.Благовещенск) Цзун Чэнцзюй поразила всех присутствующих не сколько китайским языком, на котором она обратилась к залу, сколько русским языком, на котором она говорит уже более 20 лет. Она подчеркнула особое значение развития плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства с разными странами, в частности, России и Китая. Учреждения культуры г.Урай украсили открытие конференции прекрасными номерами, создали особый торжественный эмоциональный настрой.
Работа Пленарного заседания проходила под председательством Ирины Мавриной, профессора кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», доктора педагогических наук. В своём приветственном слове она передала послание участникам конференции Франца Прюса, доктора педагогики профессора Эрнст-Моритц-Арндт-Университета г.Грайфсвальд (Германия). Профессор Франц Прюс пожелал успехов участникам научно-практической конференции и отметил важность рассматриваемых проблем. Ирина Маврина ознакомила присутствующих с основными направлениями работы конференции:
1. Профессиональное образование и занятость молодежи в России и за рубежом.
2. Теоретико-методологические основы опережающей подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования.
3. Реализация Концепции опережающей подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
4. Повышение квалификации и переподготовка кадров работников системы среднего профессионального образования.
5. Инновационные образовательные технологии как фактор опережающей подготовки специалистов СПО и ВО.
6. Взаимодействие учреждений профессионального образования и социальных партнеров в системе опережающей подготовки специалистов.
7. Пути повышения уровня профессиональной подготовки выпускников в учреждениях среднего профессионального образования.
8. Подходы к созданию образовательно-отраслевого кластера на территории г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
9. Создание Ассоциации учреждений СПО малых городов ХМАО.
Конференция продолжила свою работу в Урайском политехническом колледже, где состоялось обсуждение проблем развития профобразования по секциям:
1 секция: Инновационные образовательные технологии как фактор опережающей подготовки специалистов СПО и ВО
2 секция: Взаимодействие учреждений профессионального образования и социальных партнеров в системе опережающей подготовки специалистов
3 секция: Пути повышения уровня профессиональной подготовки выпускников в учреждениях среднего профессионального образования
4 секция: Профильное образование в средней общеобразовательной школе
5 секция: Взгляды и облик современной молодёжи (дискуссионная молодёжная площадка)
В актовом зале колледжа были подведены итоги работы первого дня конференции, затем гостей и участников конференции ожидали экскурсия по колледжу, обзорная экскурсия по городу и культурная программа.

Второй день конференции (10 ноября 2016 г.)
В колледже и администрации города Урай параллельно работали круглые столы по тематике: «Подходы к созданию образовательно-отраслевого кластера на территории г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». В работе круглого стола в администрации города приняли участие учёные: Александр Никитин, д-р физ. — мат. наук, профессор, академик РАО ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования» (г. Новосибирск); Михаил Пальянов д.п.н., профессор ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»(г.Кемерово); Ирина Маврина, д.п.н., профессор НОЧУ «Институт профессиональной переподготовки и дополнительного образования» (г. Омск); Александр Марковичев, к.ф-м.н., профессор ФГНУ «Институт педагогических исследований одарённости детей РАО» (г. Новосибирск); Аскарбек Кусаинов, д.п.н., профессор Академия педагогических наук Казахстана(г. Алма-аты); Дзун Че, доктор философии, директор Института Конфуция БГПУ(г.Благовещенск), профессор Государственного университета Хайхэ (Китай); Владимир Чепель, д.ф-м.н., профессор, исполнительный директор Алтайского Союза предпринимателей; Юрий Сергиенко, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»; Владимир Талапов, д.тех.н., профессор, ООО «Интеграл Строй».
Наш город на круглом столе представили: глава города Урай Анатолий Иванов, председатель Думы города Урай Галина Александрова, к.п.н. директор БУ «Урайский политехнический колледж» Алевтина Севастьянова, заместитель главы города Урай Светлана Круглова, заместитель председателя Думы города Урай Артём Бабенко, начальник управления образования города Урай Марина Бусова, начальник сервисного центра «Урайэнергонефть», председатель Управляющего совета Урайского политехнического колледжа Тимур Закирзянов. Работа круглых столов показала заинтересованность учёных и производственников в создании новой модели профессионального образования в городе.
Как отметила директор Урайского политехнического колледжа Алевтина Севастьянова, «мы идём на шаг впереди своего времени, а помогают нам в этом учёные и наши социальные партнёры, с которыми мы тесно сотрудничаем. Так, «ЛУКОЙЛ» создал модель кустовой площадки по нефтедобыче на учебном полигоне, Сервисный центр «Энегронефть» оказал помощь в укреплении материально-технической базы лабораторий колледжа, есть и другие совместные планы. Всё это помогает нам давать качественное образование, выпускать профессионалов».
После «круглого стола» учёные, педагоги, студенты-волонтёры, смогли оценить по достоинству рабочие места инновационных центров социальных партнеров во время экскурсий в «Урайнефтегаз», ООО «Урай НПО-Сервис», Сервисного центра «Урайэнергонефть» ЗСРУ «ЛУКОЙЛ-Энергосети».Они смогли увидеть организованные в рамках дуального обучения для студентов колледжа рабочие места, оснащённые современным оборудованием, соответствующие требованиям ФГОС СПО и профстандартам.
Во второй половине дня состоялась Пленарная дискуссия «Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи»: обсуждение проекта опережающей подготовки научно-педагогических и инженерно-технических кадров; создание Ассоциации учреждений СПО малых городов ХМАО.
В завершении работы состоялось Подведение итогов конференции, на которой была принята
РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи»
г.Урай ХМАО-Югры, Тюменской области 9-10 ноября 2016 года

Председатель оргкомитета Конференции: Никитин А.А, директор ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования», д-р физ.- мат. наук, профессор, академик РАО (г. Новосибирск);
Заместитель председателя оргкомитета: Севастьянова А. А., директор БОУ СПО «Урайский политехнический колледж» ХМАО Тюменской области, канд. пед. наук (г. Урай ХМАО-Югры Тюменской области).
Опережающая подготовка специалистов – основа социально-экономического развития региона. В конференции приняли участие ученые и специалисты в области профессионального образования, занятости и молодежной политики, в том числе, представители Казахстана, Германии и Китая, руководители и преподаватели образовательных организаций, работодатели и представители общественных организаций, социальные партнеры, студенты из ХМАО, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Томской, Амурской областей, Алтайского, Красноярского краев, Москвы, Екатеринбурга, всего более 500 человек. Было представлено более 60 докладов. Важность данной конференции определяется необходимостью разработки целостной системы опережающей подготовки специалистов, особенно среднего профессионального образования, которая должна опираться на современные достижения в области профессионального образования в России и за рубежом. В качестве основных вопросов обсуждались: инновационные образовательные технологии как фактор опережающей подготовки специалистов среднего профессионального и высшего образования; взаимодействие учреждений профессионального образования и социальных партнеров в системе опережающей подготовки специалистов; пути повышения уровня профессиональной подготовки выпускников в учреждениях среднего профессионального образования; профильное образование в средней общеобразовательной школе; взгляды и облик современной молодежи (дискуссионная молодежная площадка).
В рамках конференции прошел круглый стол «Подходы к созданию образовательно-отраслевого кластера на территории г. Урай ХМАО-ЮГРЫ» с участием представителей Администрации муниципального образования г.Урай ХМАО-Югры, социальных и производственных партнеров, было организовано посещение рабочих мест инновационных центров социальных партнеров ООО «Урай НПО-Сервис», ООО «Лукойл-Энергосети».
Материалы конференции будут опубликованы в журналах «Педагогика», «Сибирский учитель», «Педагогические заметки», «Профессиональное образование» и в сборнике трудов участников конференции.
Участники конференции, заслушав и обсудив доклады российских и зарубежных специалистов по вопросам опережающего профессионального образования и ознакомившись с эффективным опытом Урайского политехнического колледжа, пришли к мнению постановили:
1. В условиях все возрастающей сложности и информационной насыщенности профессионального образования считать концепцию опережающего обучения наиболее соответствующей требованиям времени.
2. Рекомендовать создание в г. Урай образовательно-отраслевого кластера как организационной формы реализации опережающей подготовки специалистов для основных отраслей социально-экономического развития региона.
3. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета от 11.06.2016 г. считать переход на технологию информационного моделирования при подготовке технических специалистов приоритетным направлением развития среднего профессионального образования.
4. Продолжить работу над созданием современных многоуровневых учебников для среднего профессионального образования, как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам.
5. Отметить важность проводящихся в рамках Российской академии образования фундаментальных научных исследований по вопросам изучения основных составляющих педагогического сопровождения и развития одаренных детей, дидактического обеспечения педагогической поддержки и развития исследовательских навыков одаренной и мотивированной молодежи.
6. Поставить перед каждым образовательным учреждением и органами управления образования задачу перехода к массовому обучению предпринимательским компетенциям. Для этого нужно: а) принять меры организационного характера; б) провести исследования имеющегося опыта; в) разработать учебно-методический инструментарий, подходящий для использования на каждом уровне профессионального образования и по всем его направлениям.
7. Участники конференции отмечают высокий уровень инновационных центров социального партнерства «Урай НПО-сервис», «Лукройл-ЭНЕРГОСЕТИ» и считают целесообразным обобщить данный опыт и опубликовать его для широкого ознакомления и внедрения в регионах России.
8. Определить основания построения концепции и модели опережающей подготовки специалистов, выработаать рекомендации и предложения для системы профессионального образования Сибири и Дальнего Востока, которые будут представлены в Министерство образования и науки РФ в Департамент государственной политики по подготовке кадров.
9. Рассмотреть возможность по согласованию руководства образовательных организаций СПО совместно с работодателями присваивать разряды обучающимся по результатам конкурсов профессионального мастерства (профессиональные олимпиады, WorldSkills и т.д.), соответствующие выполненным заданиям; включать представителя работодателя в состав приёмной комиссии с целью выбора кандидатов для заключения договора о трудоустройстве и целевом обучении; согласовать учебные программы колледжа с учебными программами высших учебных заведений образовательных центров Ханты- Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Екатеринбурга, Новосибирска и других образовательных заведений, в которых выпускники колледжа смогут получать образование по ускоренным программам; во время прохождения производственной практики оформлять трудовые книжки для фиксирования трудового стажа
11. Рекомендовать включение в программу подготовки инженеров в технических вузах педагогику и психологию для возможности инженерному составу предприятий вести преподавательскую деятельность.
12.. Изучить возможность открытия на базе Урайского политехнического колледжа кафедру по опережающему обучению в системе СПО для проведения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров.
14. Выступить с обращением к Администрации г. Урай с предложением открытия досугового молодежного центра с целью удовлетворения коммуникативных и творческих потребностей молодежи города Урая.
15. Внедрять технологии сетевого взаимодействия и организации профессиональных проб в практику деятельности образовательных организаций системы среднего профессионального образования ХМАО-Югры.
Участники конференции признательны Администрации ХМАО-Югры и муниципального образования г.Урай, БУ «Урайский политехнический колледж» и выражают благодарность за продуктивно организованное общение профессионального сообщества.
Участники конференции

Конференция увенчалась Церемонией закрытия, на которой были вручены грамоты участникам конференции. Хочется отметить слаженную работу всего коллектива колледжа: и сотрудников, и студентов. Конференция прошла на высоком организационном, научно-профессиональном уровне. В конференции приняли участие более 300 человек. Было заслушано и обсуждено около 40 докладов. Активное участие в организации и проведении конференции приняли волонтеры колледжа. На протяжении двух дней добровольцы встречали участников мероприятия, сопровождали иностранных и иногородних гостей нашего колледжа, участвовали в торжественном открытии конференции, помогали решать организационные вопросы. Студенты 3 и 4 курсов, обучающиеся по специальности «Технология общественного питания», организовали обслуживание участников конференции во время обедов и кофе-брейков, а вся выпечка была приготовлена силами преподавателей и мастеров производственного обучения по данной специальности.